Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 го-да было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противосто-яния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Консти-туции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правле-ния. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Фе-дерации осуществляется на основе разделения на законодательную, испол-нительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусмат-ривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президен-та, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Конституцией РФ предусмотрено создание «иных» государственных органов, в числе которых Администрация Президента Российской Федера-ции.
Необходимо отметить, что Администрация Президента РФ не только формируется Главой государства без согласования с иными ветвями власти, но и подконтрольно только ему. В связи с этим, структурные и функцио-нальные изменения в свою Администрацию Президент может вносить исходя из меняющейся обстановки, стоящими перед Президентом текущими зада-чами, ряда иных обстоятельств.
Особенности выполняемых задач, специфичность государственного органа, как по порядку формирования, так и по функциям и структуре и продиктовало необходимость более пристального его рассмотрения.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования статуса Администрации Президента РФ.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие правовой статус Ад-министрации Президента РФ.
Цель исследования - комплексный анализ особенностей правового ре-гулирования статуса Администрации Президента РФ.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные цели создания, функции и состав Администра-ции;
- выявить особенности правового статуса Администрации Президента РФ.
Теоретико-методологическая и источниковедческая база исследования предполагает использование достижений теории государственного управле-ния, общей теории государства и права, наук административного, государ-ственного и конституционного права, а также имеющих непосредственное отношение к проблеме исследования наук.
1. Основные цели создания, функции и состав Администрации Президента Российской Федерации
Администрация Президента Российской Федерации является государ-ственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации» .
Администрация является официальной правопреемницей Администра-ции Президента РСФСР, которая впервые была учреждена 19 июля 1991 г. Именно эта дата считается датой создания Администрации.
Деятельность Администрации регламентируется Положением об Ад-министрации, которое утверждается Указом Президента Российской Феде-рации. За новейшую историю России данное Положение утверждалось 5 раз:
1) от 19 июля 1991 г. № 13 (Указ Президента РСФСР);
2) от 22 февраля 1993 г. № 273;
3) от 29 января 1996 г. № 117;
4) от 2 октября 1996 г. № 1412;
5) от 6 апреля 2004 г. № 490 (ныне действующее).
Цели, ради которых формировалась Администрация, можно предста-вить в виде 4 укрупненных групп:
- обеспечение реализации Президентом его полномочий;
- содействие Президенту в осуществлении его профессиональной деятельности;
- подготовка предложений Президенту и разработка проектов;
- осуществления контроля за исполнением решений Президента .
Первоначально, Администрация создавалась как аппарат для обеспе-чения деятельности Президента и вице-президента. В 1993 году вместе с принятием Конституции Российской Федерации Администрация получила конституционный статус. Один из многочисленных споров между Президен-том и парламентариями в 1990-х гг. возник из-за нового Положения об Ад-министрации Президента от 2 октября 1996 г. Согласно ему, Администра-ция объявлялась государственным органом и ей предоставлялся широкий спектр полномочий, повышающий ее значение в общественно-политической жизни страны. Депутаты желали разобрать данную ситуацию в конституци-онном судопроизводстве, однако еще в досудебном порядке были внесены изменения в Положение, сокращающие предоставленные ранее возможности Администрации.
На 2019 год Администрация Президента территориально расположена в Москве и работает в нескольких зданиях: на территории Кремля, на Ста-рой площади и улице Ильинка.
В составе Администрации выделяют 3 структурных части:
• Должностные лица;
• Управления Президента Российской Федерации;
• Иные самостоятельные подразделения Администрации.
К должностным лицам относятся:
• Руководитель Администрации;
• два первых заместителя Руководителя Администрации;
• два заместителя Руководителя Администрации;
• заместитель Руководителя Администрации - пресс-секретарь Президента Российской Федерации;
• помощники Президента, включая начальников Референтуры и управлений Президента;
• руководитель протокола Президента;
• полномочные представители Президента в федеральных округах;
• полномочные представители Президента в Совете Федерации Государственной Думе, Конституционном Суде;
• Уполномоченный при Президенте по правам ребенка;
• советники Президента;
• специальный представитель Президента по вопросам природо-охранной деятельности, экологии и транспорта;
• специальный представитель Президента по развитию торгово- экономических отношений с Украиной;
• старшие референты, референты Президента;
• иные должностные лица Администрации.
Все эти должностные лица, кроме Уполномоченного по правам ребен-ка, непосредственно подчинены Президенту.
Управления Президента выделены преимущественно по функциональ-но-отраслевому признаку, что отвечает полномочиям Президента, распро-страняющихся почти на все сферы общественной жизни. На 2019 год дей-ствует 21 управление. Для сравнения в 1991 г. действовало 13 подразделе-ний Администрации. Среди основных управлений можно выделить государ-ственно-правовое, контрольное и экспертное .
Администрация, как и любой другой орган, осуществляет определён-ный перечень функций, которые, по мнению А.Б. Блинова, «можно класси-фицировать как подготовительные, обеспечительные и контрольные» :
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 12.04.2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 11, ст. 945.
3. Об утверждении Положения об Администрации Президента Рос-сийской Федерации: указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (ред. от 14.06.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №2 15, ст. 1395.
4. О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций: указ Президента РФ от 17.04.2017 г. № 171. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за законодательством о противодей-ствии коррупции: указ Президента РФ от 19.09.2017 № 431. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Специальная литература
6. Аникин С.Б., Родионова М.П. Вопросы административно-правовой организации дея¬тельности Администрации Президента Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1(102). С. 15.
7. Блинов А.Б. Администрация Президента Российской Федерации // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. № 5. С. 63.
8. Борискова И.В. Формирование и полномочия Администрации Президента Россий¬ской Федерации // Территория науки. 2015. № 4. С. 97.
9. Гаврилова Н.В. Институт Администрации Президента в России и Европе // Сборник статей по материалам Третьей межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных, соци-альных и экономических наук: вопросы теории и практики». 2014. С. 126.
10. Гроссман Д.Е. Администрация Президента Российской Федера-ции: история форми¬рования и сравнительный анализ структур 1991-2004 гг. // Вопросы национальных и фе¬деративных отношений. 2016. № 2(33). С. 82-83.
11. Гроссман Д.Е. Анализ правового статуса Администрации Прези-дента Российской Федерации // Духовная ситуация времени. Россия. 21 век. 2015. № 2(5). С. 90.
12. Зуйков А. В. «Политика в рамках права: «правила игры» для Президента» // Конституцион¬ное и муниципальное право. 2010. № 2. C. 25-31.
13. Иксанов И.С. Президент Российской Федерации: основные пол-номо¬чия и их организационное обеспечение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 32 с.
14. Карпов Д.М. Анализ сущности администрации Президента Рос-сийской Федерации // Синергия Наук. 2018. № 29. С. 1343-1349.
15. Лесных Е.А. Вопросы административно-правового статуса Ад-министрации Президента РФ//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. №4 (21).
16. Лесных Е.А. Вопросы административно-правового статуса Ад-министрации Прези¬дента РФ // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. № 4(21). С. 480.
17. Лошкарев И.О. История становления и развития института пре-зидентства в зарубеж¬ных странах// Социально-политические науки. 2018. № 3. С. 77-80.
18. Лошкарев И.О., Смагин А.А. Порядок избрания Президента Рос-сийской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты// Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 119-123.
19. Лучин В.О. Конституционное право России. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 625 с.
20. Матросов С.Н., Петров В.Р. Разделение властей в Российской Феде¬рации: теория и практика // Вестник Российского университета коопе-рации. 2017. № 2 (28). С. 123-125.
21. Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://let- ters.kremlin.ru.
22. Прокофьев В.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе Администрации Президента Рос¬сийской Федерации // Государство и право. Юридические науки. 2013. №41. - С. 25-26.
23. Радченко В.И., Угланова О.А. Администрация Президента Рос-сийской Федерации: рабочий аппарат, или четвертая ветвь власти // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6(119). С. 111.
24. Чиркин В. Е. «Государственное управление. Элементарный курс» - учеб. пособие. М.: Юристъ, 2009. 520 с.